Прокуроры об актуальном в законодательстве.



30 Октября 2019

О проблемных вопросах, возникающих при применении положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Разъясняет начальник отдела организационно-методического обеспечения управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ксения Михайловна Черкесова

Законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией права на обращение на территории Российской Федерации образует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Применение положений Федерального закона на практике в различных сферах существующих правоотношений потребовало отдельных корректив его содержания.

В 2012 году, с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации 18.07.2012 постановления № 19-П, сфера применения названного федерального закона расширена: его положения распространены на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.

Таким образом, федеральный законодатель, дополнил статью 1 названного закона частью 4, в силу которой в сферу его влияния попадают обращения, поступившие на рассмотрение не только в государственные органы и органы местного самоуправления, но также и направленные для рассмотрения в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции.

Особенность применения части 4 статьи 1 Федерального закона заключается в следующем.

Принимая Постановление от 18.07.2012 № 19-П, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что обязанность по рассмотрению обращений государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.

Именно поэтому часть 4 статьи 1 Федерального закона, рассматриваемая с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.

Необходимость в разъяснении отдельных положений Федерального закона и границ его применения назрела, в том числе на фоне распространенности противоречий между управляющими компаниями и собственниками помещений в многоквартирных домах, сохраняющегося значительного объема жалоб на бездействие работников управляющих компаний, отсутствие реакции на обращения.

Так, если правоотношения собственника помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер, требования Федерального закона на них не распространяются.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2018 № 88-АД18-2 и № 88-АД18-3.

В этой связи принятию мер прокурорского реагирования в случае выявления фактов ненадлежащего рассмотрения обращения гражданина управляющей компанией в каждом случае должно предшествовать выяснение обстоятельств образования юридического лица-управляющей компании, его публично-правовой статус.

Органы прокуратуры Москвы тщательно анализируют доводы поступающих жалоб о нарушении сотрудниками управляющих организаций Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ в целях недопущения фактов безосновательного прокурорского вмешательства.

Возврат к списку

Распечатать Полезная информация
© Прокуратура города Москвы
Все права защищены