Прокуроры об актуальном в законодательстве



16 Декабря 2013

Задержание лиц, разыскиваемых компетентными органами иностранных государств для привлечения к уголовной ответственности (исполнения приговора)

Разъясняет начальник отдела экстрадиции прокуратуры г.Москвы Лариса Анатольевна Афанасьева

Международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации в сфере выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора суда – одно из основных направлений работы органов прокуратуры с иностранными государствами по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Соглашения государств об экстрадиции направлены на обеспечение неотвратимости наказания лиц, в отношении которых имеются доказательства совершения ими преступлений.

Работа органов прокуратуры России на данном направлении строится на основе международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, Конституции Российской Федерации, положений Уголовно-процессуального законодательства, Указания Генерального прокурора России о порядке работы органов прокуратуры по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Обязанность по проведению экстрадиционных проверок возложена на территориальных прокуроров. При получении сообщения от поднадзорного органа внутренних дел о задержании лица, которое разыскивается компетентными органами иностранного государства, прокурор, установив его личность, в течение 24 часов с момента задержания заполняет лист экспресс-опроса задержанного по установленной форме.

После чего задержанный дает подробное объяснение о цели прибытия в Российскую Федерацию, месте, времени проживания и регистрации, гражданстве, наличии или намерении получить убежище в связи с возможным преследованием в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования или осуждения в иностранном государстве, возможных препятствиях для его выдачи, а также о месте регистрации и проживания на момент вступления Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., то есть на 6 февраля 1992 г.

В случае задержания лица, являющегося на указанную дату несовершеннолетним, выясняются анкетные данные, гражданская принадлежность, место проживания и регистрации его родителей по состоянию на 6 февраля 1992 г.

При опросе задержанного лица прокурор получает у него подробные объяснения о местах пребывания (проживания) на территории России. С учетом полученной информации истребует сведения, подтверждающие указанные обстоятельства из территориальных подразделений Федеральной миграционной службы России.

Сотрудниками прокуратуры проверяется подлинность документов, имеющихся у этого лица, устанавливается его личность и гражданство, истребуются сведения о возможной принадлежности задержанного к гражданству Российской Федерации. Одновременно прокурором проверяется наличие и подлинность данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано или выдача может быть отсрочена.

Обстоятельства, исключающие выдачу, конкретизированы законодателем в ст. 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и полностью согласуются с требованиями Европейской Конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. При отсутствии на момент задержания лица данных, исключающих выдачу задержанного, прокурор обеспечивает задержание такого лица на 48 часов.

Согласно нормам Европейской конвенции о выдаче, и ряда других международных договоров Российской Федерации по вопросам экстрадиции, при задержании лица для обеспечения его возможной выдачи запрашиваемая сторона применяет внутреннее законодательство.

В связи с этим, в целях обеспечения прав задержанных лиц указанной категории дознавателем или следователем составляется протокол задержания с соблюдением требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При составлении протокола задержания лицу разъясняются основания задержания, право получить копию протокола задержания, право давать объяснения по вопросам, связанным с процедурой экстрадиции, в том числе на родном языке, либо языке, которым оно владеет, или отказаться от дачи объяснений.

Также разъясняется право заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и ст.464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания и помощью переводчика, право приносить жалобы на действия, бездействия прокурора, других должностных лиц и решения суда, право защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законодательством.

Также до сведения задержанного лица доводится решение компетентного органа иностранного государства о направлении запроса о выдаче, о заключении под стражу, или вступивший в законную силу приговор.

В случае подтверждения инициатором розыска намерения запрашивать выдачу такого лица прокурор принимает меры к заключению задержанного под стражу на основаниях и в порядке, установленных международными договорами и российским законодательством.


Возврат к списку

Распечатать Полезная информация
© Прокуратура города Москвы
Все права защищены