Прокуроры об актуальном в законодательстве



6 Февраля 2019

Разъяснение по вопросам, связанным с нарушениями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

Разъясняет начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Евгений Николаевич Манеркин

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В силу ст. 28.4 (возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором) КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ отнесено к исключительной компетенции прокурора.

Конкретный механизм реализации права на обращение регламентирован Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При этом ч. 4 ст. 1 Федерального закона установлено, что общий порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Границы действия Федерального закона установлены ч. 2 ст. 1 указанного нормативного правового акта. В соответствии с данной нормой порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

К таковым, к примеру, относятся обращения в порядке подчиненности на действия/бездействие судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, жалобы по вопросам гражданского или уголовного судопроизводства, защиты конкуренции и пр.

Таким образом, при рассмотрении в органах прокуратуры вопроса о наличии нарушений Федерального закона при рассмотрении в уполномоченном органе/организации обращения и, соответственно, признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ в каждом случае подлежит определению характер поданного обращения.

Следует также отметить, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.59 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы указанными лицами, несут дисциплинарную ответственность.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 (давность привлечения к административной ответственности) КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения. При этом нарушение требований Федерального закона критериям определения длящегося правонарушения не отвечает.

Нередко вышеуказанные нюансы не учитываются заявителями при подаче в органы прокуратуры заявлений о возбуждении административного производства по ст. 5.59 КоАП РФ, которые, как следствие, остаются без удовлетворения.

Тем не менее, факты несоблюдения установленного законом порядка рассмотрения обращений носят массовый характер. Широко распространены нарушения установленных Федеральным законом сроков рассмотрения или переадресации обращений в иные органы; принципа полноты и объективности рассмотрения жалоб. Нередко в уполномоченных органах/организациях ненадлежащим образом организована работа с обращениями. Имеют место нарушения, связанные с изданием правовых актов, содержащих нормы, ограничивающие право граждан не обращение.

В 2018 году прокурорами выявлено и пресечено более 1,4 тыс. нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений. По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 426 виновных должностных лиц, к административной ответственности по направленным в суд материалам – 413.


Возврат к списку

Распечатать Полезная информация
© Прокуратура города Москвы
Все права защищены