Прокуроры об актуальном в законодательстве



9 Ноября 2016

Международно-правовое регулирование института выдачи из России граждан Российской Федерации

Разъясняет начальник отдела экстрадиции прокуратуры г.Москвы Лариса Анатольевна Афанасьева

Одним из видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является институт выдачи (экстрадиции) преступников для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение приговора суда.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что лицо совершившее преступление либо осужденное за совершение преступления за пределами территории Российской Федерации и находящееся на территории Российской Федерации, может быть выдано компетентным органам иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности либо приведения в исполнение приговора суда.

При этом международными договорами и законодательством Российской Федерации закреплен ряд обстоятельств, при наличии которых выдача лица невозможна.

Так, международными конвенциями и договорами, такими как Европейская конвенция о выдаче 13.12.1957 (ст. 6), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (подп. «а» п. 1 ст. 57), рядом двусторонних договоров по вопросам выдачи лиц, участницей которых является Российская Федерация, закреплено общее правило, гласящее, что государства своих граждан не выдают.

Данный принцип закреплен и в Конституции Российской Федерации, часть первая ст. 61 которой гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Аналогичное положение закреплено также и в части 1 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно:

- граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 464 УПК РФ принадлежность лица к гражданству Российской Федерации влечет отказ в выдаче его компетентным органам иностранного государства.

При этом гражданство лица определяется на момент принятия Генеральной прокуратурой Российской Федерации, являющейся полномочным органом рассматривать запросы компетентных органов иностранных государств об экстрадиции, решения о выдаче конкретного лица.

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

В силу положений ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 № 62-ФЗ гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации и, соответственно, не может быть выдан иностранному государству.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, разыскиваемый компетентными органами иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления либо приведения в исполнение приговора суда, не может быть задержан в порядке ст. 92 УПК РФ и подвергнут заключению под стражу в целях рассмотрения вопроса о его выдаче иностранному государству.

При этом следует обратить внимание, что в случае, если компетентным органом Российской Федерации в сфере миграции будет установлен факт необоснованного, в отсутствие оснований, документирования лица паспортом гражданина Российской Федерации (к примеру, лицо в установленном порядке не приобретало российское гражданство), оно может быть выдано иностранному государству.

Так, Верховный Суд Российской Федерации (апелляционное определение от 17.09.2015 № 33-АПУ15-12) отказал в удовлетворении жалобы адвоката на решение Ленинградского областного суда от 03.07.2015, которым его жалоба в интересах Т. на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2015 о выдаче последнего для уголовного преследования компетентным органам Украины, оставлена без удовлетворения.

Адвокат в апелляционной жалобе ссылается на то, что Т. не является гражданином Республики Молдова, как это указано в постановлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Т. считает себя гражданином России, он в установленном законом порядке дважды получал паспорт гражданина Российской Федерации. Признание паспортов необоснованно выданными связано с недостатками в работе служб МВД и ФМС России. Эти обстоятельства не должны лишать Т. гражданства России.

Верховный Суд Российской Федерации счел несостоятельными доводы адвоката о том, что Т. является гражданином Российской Федерации, поскольку в ходе экстрадиционной проверки установлено, что Т. гражданство Российской Федерации не приобретал и за его приобретением в установленном законом порядке в государственные органы не обращался. Заключениями уполномоченных на то органов установлено, что паспортами гражданина Российской Федерации Т. был документирован незаконно, в нарушение установленного порядка. Паспорт у него изъят, как незаконно выданный.

Таким образом, в случае подтверждения факта принадлежности разыскиваемого лица к гражданству Российской Федерации он выдаче компетентным органам иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление либо приведения в исполнение приговора суда не подлежит.


Возврат к списку

Распечатать Полезная информация
© Прокуратура города Москвы
Все права защищены